1941 -1945.RU

Главная

Предыстория

Галерея

1944

Краткое описание Великая Отечественная Война

Герои Советского Союза

Десять ударов Советской армии и другие операции

Биографии полководцев:

Песни военных лет

 

Боевые подвиги авиакорпуса Савицкого

 

Краснодарское книжное издательство выпустило в свет книгу дважды Героя Советского Союза маршала авиации Е Я Савицкого.

Книга эта — волнующий рассказ о боевых делах авиакорпуса, которым Е А. Савицкий командовал в годы войны, о боевом мастерстве летного состава, о его высокой морально-психологической подготовке. Именно это и явилось следствием боевого успеха соединений, частей и подразделений корпуса. В центре книги — сражение за небо над Малой землей в один из самых критических периодов для ее героических защитников — вторая половина апреля 1943 г. Фашистское командование, предприняв решительное наступление на плацдарм под Новороссийском, бросило в помощь наземным войскам огромные силы своей авиации. В налете на Малую землю 17 апреля 1943 года участвовало 1039 самолетов, в том числе 762 бомбардировщика, 71 штурмовик и 206 истребителей.

Небо войны... В багровых сполохах, пропахшее гарью, оно словно гигантский купол покрывало Малую землю, на которую враг обрушил свою мощь. Сколько боев оно видело! Сколько замечательных парней там сражалось! Сколько из них погибло, отдав жизнь за самое дорогое — свободу и независимость Родины. Последним их пристанищем стало небо над Малой землей, над Цемесской бухтой, на подходах к Новороссийску — символу солдатской несгибаемой веры в торжество правого дела.

Леонид Ильич Брежнев в книге «Малая земля» вспоминает о том, как нелегко приходилось летчикам. И как им помогали солдаты, выкладывая на бруствер окопов нательные рубахи, чтобы очертить свой передний край. Вот почему с таким волнением читается и перечитывается эта книга — правдивый документ, за каждой строкой которого встают живые люди чрезвычайно напряженная обстановка, дыхание войны. Описывая сражение, в которое «с ходу» вступили летчики 3-го авиакорпуса, автор рисует захватывающие эпизоды из «бесконечных» воздушных боев над Малой землей, которые он организовывал на земле, руководил ими с земли, принимал в них участие в воздухе.

Исходя из личного опыта, автор неоднократно подчеркивает, что успех не приходит сам по себе, «...прежде чем стать асом в бою, летчик к этому бою должен подойти максимально подготовленным. Это значит, что ему необходимо отлично пилотировать самолет, умело летать в строю, метко стрелять, обладать тактическим мышлением. И чем крепче будет закалена воля, чем психологически устойчивее станет его характер, тем больше будет возможностей для его становления как воздушного бойца для победы в бою».

В книге рассказывается и о тех, кто сражался бок о бок с героями 3-го авиакорпуса — о летчиках 4-й воздушной армии и военно-воздушных сил Черноморского флота Автор отмечает их мужество, храбрость. Дань признания он отдает и всем подразделениям, обеспечивающим боевую работу частей, их командирам и личному составу, без трудов и забот которых был бы немыслим успех в воздухе. Ярко показывает автор и напряженную работу техников, механиков, мотористов — боевых товарищей летчиков. Очень тепло рассказывает он о своем механике самолета Александре Меньшикове, о настоящем мастере оружейного дела Алексее Фоменко. Ярко прослеживается мысль об исключительной важности морально-волевой и психологической подготовки людей и той огромной роли, которую играли политработники в поддержании высокого боевого духа личного состава частей в сложнейших военных условиях.

Впечатляют строки о том, что решение одного из проведенных партийных собраний заканчивалось словами «...защищать Родину до последней капли крови, бить фашистских захватчиков до полного разгрома...» Это было 19 апреля 1943 года. В 1945 году, под Берлином, секретарь той же партийной организации капитан М. Н. Лисицын на очередном партийном собрании доложил, что решение партийного собрания от 19 апреля 1943 года выполнено...

С большой душевностью выписан образ заместителя командира по политчасти 812 го авиаполка капитана Тимофея Евстафиевича Пасынка, являющего собой пример политработника, « ..обязанности которого не охватить никаким документом». С интересом читаются страницы о его взаимоотношениях с командиром полка майором А. У. Ереминым, страницы, раскрывающие принципиальность «крылатого комиссара», его особую «летную» этику в отношении к человеку допускающему ошибки в своей командирской деятельности

Самого автора как коммуниста ярко характеризуют следующие строки: « для меня был не просто плацдарм Малая земля. Это была моя земля. В ее маленьком клочке для меня воедино слились два святых понятия Здесь была и маленькая Родина, вместившая только мой дом, улицу, школу, и та, большая, необъятная Родина. Страна Советов, небо которой я. военный человек, летчик, коммунист, поклялся защищать до последнего удара сердца... И когда я представлял себе. как там на Малой земле, в родной . Станичке, может быть во дворе моего бывшего, сожженного сейчас дома сражаются советские люди, и сражаются не на жизнь, а на смерть, не .смог я сидеть на земле...»

В целом повесть читается легко и притягивает к себе читателя, который вовлекается в происходящие события, ощущает их напряженность и критичность Это полет на трофейном немецком «Шторхе» и посадка на лед Москвы-реки у Кремля, бомбовый удар истребителей по штабу армейского корпуса в сложнейших метеоусловиях, подвиг Александра Туманова, направившего горящий истребитель на немецкую переправу, железная выдержка лейтенанта Лугового, подставлявшего свой самолет под пушки фашистского истребителя, последний бой комэска Ивана Батычко на неисправной машине...

Читатель постоянно ощущает высокую профессиональную компетентность автора в происходящих делах, событиях, принимаемых решениях.

Нет сомнения в том, что книга найдет признание у широкого круга читателей, среди ветеранов и среди молодежи, внесет свой достойный вклад в ее патриотическое воспитание. К сожалению, книга не лишена одного и очень большого недостатка: рассчитанная на «массового» читателя, она издана тиражом всего в 25 тысяч экземпляров Хотелось бы надеяться, что автор не ограничится этим изданием и найдет возможность написать о дальнейшем боевом пути авиакорпуса, закончившемся в небе Берлина, о всей своей жизни и многолетней службе в нашей славной авиации.

 

 

 

 

 

 ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-45