1941 -1945.RU

Главная

Предыстория

Галерея

1944

Краткое описание Великая Отечественная Война

Герои Советского Союза

Десять ударов Советской армии и другие операции

Биографии полководцев:

Песни военных лет

 

Великобритания танки второй мировой войны Мк 1 Vickers А10 и Mk III.

 

К середине 1930-х годов, на фоне массового производства танков в СССР и Германии, резко активизировалась разработка бронетанковой техники и в Великобритании.

«1041 тому способствовали и определившиеся взгляду К ды военного руководства на тактическое при-менение боевых машин. Как известно, к тому времени англичане разделили свои танки на три класса: легкие, пехотные и крейсерские. Причем позже других сформировалась концепция именно крейсерских танков, функции которых первоначально выполняли легкие боевые машины - скоростные и маневренные. Именно они поступали на вооружение кавалерийских полков британской армии. Первым же английским сухопутным «крейсером» стал танк, получивший индекс А9 по принятой тогда в Великобритании системе обозначений.

Эту машину разрабатывала фирма Vickers с 1934 года. Поначалу модель рассматривали как средний танк. После перехода к делению на пехотные и крейсерские ее переклассифицировали в крейсерский танк Мк 1. 0н имел классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Для середины 1930-х годов схема размещения вооружения выглядела уже довольно архаично. Пушка и три пулемета находились в трех башнях, две из которых - пулеметные - обеспечивали угол обстрела в пределах 120° из каждой. Не мудрствуя лукаво, на А9 применили такое же компоновочное решение, что и на среднем танке Vickers А6 1928 года, более известного под названием «16-тонный». Корпус и башни А9 собирали с помощью клепки из броневых листов толщиной 6-И мм. Вооружение танка состояло из двухфунтовой пушки Mk IX и трех 7,7-мм пулеметов Vickers с водяным охлаждением. Боекомплект включал 100 артвыстрелов и 3 тыс. патронов. Экипаж состоял из шести человек: командира, наводчика, заряжающего, двух стрелков-пулеметчиков и механика-водителя.

Карбюраторный шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения АЕС Тур 179 мощностью 150 л.с., заимствованный у автобуса, позволял 13-тонной боевой машине развивать скорость 40 км/ч. Запас хода составлял 241 км. Оригинальной деталью проекта стала конструкция ходовой части с блокированной балансирной подвеской со спиральными пружинами в качестве упругих элементов и гидравлическими амортизаторами. Подвеску разработали С. Хорстман и капитан Роки, сотрудники фирмы Slow Motion Suspension Co. Ltd, и позже применили на пехотном танке «Валентайн». Впервые в британском танкостроении был использован гидравлический привод поворота башни. Кроме того, машина оснащалась вспомогательным двигателем, который мог служить для пуска основного, зарядки аккумуляторных батарей и привода вытяжного вентилятора в боевом отделении, также установленного впервые.

После испытаний, прошедших в 1936 году, Мк I приняли на вооружение. В 1937-м фирмы Vickers и Harland and Wolff изготовили 125 танков в двух вариантах, различавшихся вооружением, размещенным в главной башне: у Mk I - двухфунтовая пушка, у танка сопровождения Мк ICS (CS - Close Support) - 3,7-дюймовая (94 мм) гаубица. Установка последней была продиктована необходимостью поражать фортификационные сооружения противника, его огневые точки и живую силу. Осуществить все это с помощью двухфунтовой пушки было невозможно - в ее боекомплекте отсутствовали осколочно-фугасные снаряды.

Крейсерский танк А10

Другой британский танк этого класса - А10, разработанный фирмой Vickers как «пехотная» версия танка А9, также не был в полном смысле слова крейсерским. Тем не менее его, назвав «тяжелым крейсером», приняли на вооружение английской армии под индексом Mk II и запустили в производство. Всего выпустили 13 танков Mk II.

О Крейсерский танк Mk IVA во главе колонны танков 1-й английской танковой дивизии перед выдвижением на исходный рубеж для атаки. Район Абвиля, 28 мая 1940 года.

На нем, в отличие от Mk I, не было двух башенок с пулеметами Vickers водяного охлаждения в лобовой части корпуса. Вместо «виккерсов» установили один 7,92-мм курсовой пулемет BESA с воздушным охлаждением. Второй пулемет BESA размещался в маск-установке справа от пушки.

Большая часть крейсерских танков АЮ была изготовлена в варианте Mk НА, отличавшемся усовершенствованной пушечной установкой. Около 30 машин модификации Mk IICS вооружались 94-мм гаубицами.

Линия Кристи

Первым танком, отвечавшим «крейсерским» требованиям хотя бы формально, стал А13. С этой весьма посредственной по своим характеристикам боевой машиной связан важный этап в британском танкостроении. После посещения английскими военными дипломатами Киевских маневров, где они увидели сотни колесно-гусеничных танков типа БТ, военное ведомство Великобритании в 1936 году приобрело у конструктора Кристи один танк такого типа.

На основе этой машины и началось создание нового «крейсера» с ходовой частью и подвеской, заимствованными у американского прототипа, положившего начало линии танка Кристи в Великобритании. Правда, в отличие от своих советских коллег, британские инженеры не стали копировать американскую конструкцию полностью, отказавшись от привода колесного хода. Поэтому AI3 был чисто гусеничной машиной. Танк приняли на вооружение под индексом Mk III. В 1937 году фирма Nuffield изготовила 65 танков этого типа.

Главные отличия

От двух предыдущих крейсерских танков А13 отличался прежде всего силовой установкой и ходовой частью. На нем был 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель Nuffield-Liberty, представлявший собой приспособленный для установки в танк американский авиадвигатель Liberty периода Первой мировой войны, за-дросселированный до мощности 340 л.с. Ходовая часть, Применительно к одному борту, состояла из четырех об-резиненных опорных катков большого диаметра, направляющего и ведущего колес. Подвеска - индивидуальная, пружинная.

Узкие гусеницы цевочного зацепления имели ширину всего 257 мм. Силовая установка и ходовая часть позволяли развивать скорость до 50 км/ч. Запас хода при этом был ничтожным - всего 149 км. Броневая защита соответствовала уровню танка А9, а вооружение включало двухфунтовую пушку и спаренный с ней 7,7-мм пулемет Vickers водяного охлаждения, установленные в прямоугольной клепаной башне, имевшей командирскую башенку и небольшую кормовую нишу. Боекомплект насчитывал 87 выстрелов к пушке и 3750 патронов к пулемету. На правом борту башни, впервые на крейсерских танках, размещались два четырехдюймовых (101,6-мм) дымовых гранатомета.

В ходе испытаний англичане выявили недостаточную эксплуатационную надежность силовой установки и ходовой части, которая на этой модели так и не была преодолена.

«Крейсеры» Второй мировой

Все упомянутые «крейсеры» представляли собой не более чем пробу сил. Основу же парка английских танковых соединений накануне и в начале Второй мировой войны составляли крейсерские танки серии Мк IV - развитие Мк III. Их серийно производили с декабря 1938 по конец 1939 года фирмы Nuffield, English Electric, LMS и Leyland. За этот период заводские цеха покинуло 655 танков.

Мк IV был почти идентичен танку А13, за исключением, пожалуй, башни. Она приобрела новую форму за счет наклонных бортовых листов дополнительной брони. Бронезащиту усилили, но внутренний объем башни не изменился. Силовая установка также оставалась аналогичной А13. Вооружение - двухфунтовая пушка и пулемет Vickers с водяным охлаждением. На модификации Mk IVA вместо «виккерса» устанавливался 7,92-мм пулемет BESA, a Mk IVCS был вооружен 94-мм гаубицей.

Сгоревший недалеко от Абвиля крейсерский танк Mk IV. Франция, май 1940 года. Хорошо видны броневой кожух пулемета Vickers и установка дымовых гранатометов на правом борту башни.

 

 

 

 

 

 ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-45